Неподалеку от космодрома Плесецк доживают свои дни бывшие поселки лесозаготовителей. Три раза в неделю между ними курсирует узкоколейный поезд. Для местных жителей это единственная связь с внешним миром. Это их дорога жизни.
Жители деревни Францево Первомайского района оказались отрезанными от остального мира. Еще совсем недавно до Францево вела узкоколейная железная дорога. По ней жители деревни на самодельных дрезинах выезжали в соседний поселок Комсомольск за продуктами и лекарствами. Но собственник узкоколейки – группа компаний «Томлесдрев» за ненадобностью железную дорогу разобрал, обещал построить на месте узкоколейки автомобильную дорогу, но помешала погода. По факту сегодня дороги до Францево нет, есть только направление. Раз в месяц на тракторе с телегой во Францево из Комсомольска везут продукты, лекарства и пенсии. В это отчаянное путешествие по бездорожью отправились и журналисты ТВ-2. Автор: Мелани Бачина, оператор: Александр Сакалов.
ТВ2 — независимое СМИ. Финансовая независимость — гарантия отсутствия «заказных» материалов, цензуры, но… маленький и негарантированный бюджет. А значит на экспедиции ТВ2 мы должны искать спонсоров. ПОДДЕРЖАТЬ Экспедиции ТВ2, где можно рублем проголосовать за конкретную тему, можно по ссылке: exp.tv2.today
И сейчас появился небольшой бонус: тех, кто нас поддержал, мы отметим в титрах.
Сегодня я хочу показать вам малоиспользуемую железнодорожную ветку, которая находится в глухих почти непроходимых лесах Тверской области. Передвигаться я буду на необычном транспорте — дрезине. Забытые деревни, болота, заброшенные дома и небольшой казус…
Сегодня мы расскажем Вам о чудом сохранившейся действующей Тесовской узкоколейке. Нажимайте плей, чтобы перенестись в параллельную реальность: зимний, снежный, февральский денек, бескрайние просторы болот и торфоразработок Новгородской области, линии кривых рельс уходящие в никуда. В технических подробностях: обзоры Тепловоза Ту4, автомотрисы ПД-1, вагона ПВ-40. По мнению нашей фокус-группы это лучшая серия из всех вышедших! Будем рады вашим комментариям и помощи в распространении.
Донат: yasobe.ru/na/ssvmedia
Карта сбера 4276 5500 2022 7081
Наш «Яндекс кошелек»: 410011594676720
Web money: R423229979399
В России много узкоколейных железных дорог. Когда-то их прокладывали в труднодоступных районах, для промышленных целей. К примеру, чтобы вывозить лес. Но только одна «узкоколейка» в стране — Апшеронская железная дорога — проложена в горах. Лишь благодаря ей жители отдаленных горных поселений могут добраться до своих домов. Потому что других способов просто нет. Да и этот, оставшийся — нельзя назвать надёжным. Ведь техника давно своё отслужила.
Апшеронская узкоколейная железная дорога является одним из самых необычных объектов железнодорожного транспорта России. Это последняя сохранившаяся в стране «горная» лесовозная узкоколейная железная дорога.
Вплоть до 2010 года Апшеронская узкоколейная железная дорога состояла из магистральной линии протяжённостью 59 километров — от станции Апшеронская до станции Шпалорез через станции Самурская, Черниговская и 40 км. Имелось одно короткое ответвление длиной 2,5 километра — от 40 км до Кушинки.
К глубокому прискорбию, в 2010 году участок Апшеронская — Самурская был уничтожен обезумевшими варварами. Протяжённость узкоколейной железной дороги сократилась почти наполовину.
По официальным данным, Апшеронская узкоколейная железная дорога существует с 1927 года. Первоначально линия лишь на небольшом участке углублялась в горный массив. Известно, что позднее, в 1930-х годах, при строительстве новых участков узкоколейной железной дороги использовался рабский труд заключённых.
Горная линия от Черниговской до Шпалореза (представленная в данном видео), по воспоминаниям жителей этих мест, полностью была открыта в 1940-х годах. Сохранившиеся пока ещё каменные вокзалы на станциях Самурская и Черниговская имеют на своих фасадах рельефные цифры, напоминающие о годах их постройки — 1955 и 1956. Это были времена расцвета узкоколейной железной дороги.
На горной линии самым дальним населённым пунктом, южным опорным центром лесозаготовок в 1940-е годы стал посёлок, который был наименован довольно странно: Отдалённый. Другое его название (неофициальное, но почти единственно употребляемое в разговорной речи) — Шпалорез.
Экспедиция ТВ2. Во Францево вела последняя действующая узкоколейка в Томской области.
Автор Юлия Корнева.
ТВ2 — независимое СМИ. Финансовая независимость — гарантия отсутствия «заказных» материалов, цензуры, но… маленький и негарантированный бюджет. А значит на экспедиции ТВ2 мы должны искать спонсоров. ПОДДЕРЖАТЬ Экспедиции ТВ2, где можно рублем проголосовать за конкретную тему, можно перейдя по ссылке: exp.tv2.today/
И сейчас появился небольшой бонус: тех, кто нас поддержал, мы отметим в титрах.
В 2016 году, в рамках северной экспедиции «По родному краю», мы посещали самую северную в мире полярную магистраль, которую строили заключенные ГУЛАГа. В сердцах многих людей она запомнилась как «мёртвая дорога». Участники экспедиции посетили лагерный пункты «Гривки», Костер", «Буровая», а также нашли подвижной состав вагоны и паровозы. В фильме рассказывается об исторических фактах строительства магистрали.
Данный фильм не имеет своей целью, дать какую либо оценку деятельности руководителей СССР.
Он лишь основан на материалах историко-географических экспедиций, в той мере, в которой дает общее представление о фактах и обстоятельствах послуживших началу и окончанию строительства трансполярной магистрали.
В фильме использованы материалы экспедиции 2016 года: «По родному краю».
В фильме также использованы:
1. Материалы книги «Полярная магистраль», под редакцией Т.Л. Пашковой.
2. Документальная хроника истории строительства железных дорог.
3. Документальная хроника Российского государственного архива кинофотодокументов.
В фильме принимали участие: И.Г. Чапалов, А. Бершадский, А.Рыбцов
Экспедиция ТВ2 вместе с командой Geography Trophy и старообрядцами отправилась по одному из основных путей, по которому шло освоение Сибири. Маковский волок — 70 километров непролазной грязи на вездеходах. И потом по Кети, которая почти полностью обезлюдела в верховье.
По Маковскому волоку в середине 17 века шел в ссылку, а потом возвращался протопоп Аввакум. В 1675 году с посольством в Китай ехал ученый, путешественник Николай Спафарий. В 1734 волоком проезжал первый исследователь Сибири Герард Миллер. И это только некоторые из эпизодов этого некогда единственного в наших краях пути.
55 человек из разных городов скинулись, чтобы эта экспедиция состоялась. Почти все имена нам известны и теперь они есть в титрах фильма. Вы так же можете помочь съемкам следующего фильма Экспедиции ТВ2, перечислив любую сумму. Просто перейдите по ссылке: exp.tv2.today/